Жители Екатеринбурга возмущены «воровским» жаргоном в рекламе СКБ-банка (ФОТО) Жители Екатеринбурга возмущены "воровским" жаргоном в рекламе СКБ-банка (ФОТО) Один из последних рекламных проектов екатеринбургского СКБ-банка вызвал волну возмущения среди жителей Среднего Урала. Как передает корреспондент РИА "AllNew", стилизованная под агитплакаты советских времен реклама озадачила уральцев стихотворением сомнительного содержания: "Очкуешь, товарищ? С наличкой тревожно? Сделай же вклад в банке надежном!"... подробнее…


Подлодка "Нерпа", на которой произошла трагедия, предназначалась Индии (СПРАВКА, ФОТО)

Подлодка «Нерпа», на которой произошла трагедия, предназначалась Индии (СПРАВКА, ФОТО)

Дели – Москва – Владивосток, Ноябрь 10 – Атомная подводная лодка «Нерпа» Тихоокеанского флота России, на которой произошла трагедия, является той самой субмариной, которую заказала Индия, оформив и подписав с Россией секретное соглашение в январе 2004 года и оплатив заказ в размере 650 млн. долларов США.

Об этом говорится в статье, опубликованной на страницах влиятельного индийского издания The Times of India. РИА «AllNew» предлагает её сокращенный перевод.

По сведениям источников газеты, новая российская атакующая субмарина класса «Акула-2», названная К-152 «Нерпа», получившая повреждения во время испытаний в Японском море близ Владивостока в минувшую субботу, убив, по меньшей мере, 20 человек и ранив еще 21, очевидно, является именно той подлодкой, которую предполагалось передать Индии в июле-августе 2009 года.

Однако собеседники издания все ещё не получили подтверждения из России. При этом газета цитирует свои источники, утверждающие, что индийские моряки тренировались в группах на территории России для управления атомной подводной лодкой, но на борту АПЛ «Нерпа» их не было.

The Times of India называет это «наихудшим инцидентом с российской подлодкой со временем трагедии «Курска» в августе 2000 года». Тогда все 118 моряков, находившихся на борту атомной субмарины, погибли медленной смертью на дне Баренцева моря, будучи запертыми в лодке, получившей повреждения от взрыва торпеды.

Между тем, делийское издание пишет, что морские испытания «Нерпы», окрещенной индусами «INS Chakra», были начаты всего лишь в прошлом месяце. Хотя её строительство на верфи ЗАТО «Большой Камень» под Комсомольском-на-Амуре началось еще в 1991 году, оно остановилось на полпути после того, как Россию охватил финансовый кризис.

Строительство возобновилось лишь после того как Индия вложила в «Нерпу» деньги с условием, что она получит подлодку в лизинг на срок в 10 лет. Что интересно, отмечает газета, в январе 2004 года Индия также заключила полуторамиллиардную сделку с Россией на переоборудование списанного авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и 16 истребителей МиГ-29К.

Но, по условиям сделки, которая теперь пересматривается, Индия должна была бы заплатить еще 2 млрд. долларов, чтобы получить «Горшкова» к 2012 году, причем частично это значительное удорожание контракта объяснялось требованием России дать больше на «Нерпу» – сверх уже оплаченных 650 млн. долларов США.

Кроме того, пишет издание, срок доставки атомной субмарины уже дважды пересматривался «по техническим причинам». Теперь же, после инцидента, становится ясно, что даже день ввода в эксплуатацию – 15 августа 2009 года – не представляется реальным.

Ранее, с 1988 по 1991 годы, Индия уже получала в лизинг атомную подлодку класса «Чарли-1», чтобы дать своему флоту опыт «из первых рук» для управления, размещения и техобслуживания таких субмарин. Та подлодка тоже была названа «INS Chakra». Однако США тогда жестко воспротивились этому, и полученный индусами опыт был вскоре потерян, так как с тех пор страна не работала с какими-либо другими атомными подлодками.

Предполагалось, что «Нерпа» должна была прибыть в Индию без ракет дальнего радиуса действия из-за международных договоров, таких как «Режим контроля ракетных технологий». Поэтому ВМФ Индии планировала использовать лодку для обучения персонала управлению судном с «продвинутыми технологиями».

* * *

АПЛ «Нерпа», К-152, проект 971, 971-и, историческая справка (по материалам сайта http://www.deepstorm.ru/):

1991 год, 31 января: зачислена в списки кораблей ВМФ как АБПЛ;

1992 год, 28 апреля: отнесена к подклассу АКрПЛ;

1993 год: заложена по проекту 971 в цехе ОАО «Амурский судостроительный завод» в Комсомольске-на-Амуре;

1993 год, 13 апреля: получила наименование «Нерпа»;

1997 год, 4 декабря: унаследовала гвардейский Андреевский флаг от АБПЛК-56 проекта 675;

2002 год, январь: находилась в достройке (строительство заморожено из-за отсутствия средств) – 68% готовности;

2004 год, январь: заключен контракт на достройку с глубокой модернизацией по проекту 971-и и сдачу в аренду индийским военно-морским силам. Первоначально передача лодки ВМС Индии планировалась 15 августа 2007 года, но «Амурский судостроительный завод» задержал строительство корабля на десять месяцев и просил увеличить цену до $785 млн. Индийская сторона согласилась лишь на отсрочку. Называлась новая дата сдача в лизинг – с 15 июня 2008 года, за $650 млн. сроком на 10 лет, но позднее она была скорректирована на декабрь 2009 года, без изменения стоимости и срока лизингового договора. В индийском флоте ПЛ планируется присвоить имя INSChakra;

2006 год, 24 июня: спущена на воду;

2008 год, 11 июня: начала программу испытаний перед вводом в эксплуатацию;

2008 год, 31 октября: совершила первое погружение. По завершению ходовых испытаний планировалось начать процесс сдачи атомохода государственной комиссии и передачи АПЛ «Нерпа» Тихоокеанскому флоту;

2008 год, 8 ноября: около 20.30 по местному времени (13.30 мск) при проведении ходовых испытаний на АПЛ «Нерпа» произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения в носовой части. В результате аварии погибли 21 человек (в т.ч. 3 военнослужащих), еще более 20 пострадали (на АПЛ находилось 208 человек). Среди погибших и пострадавших – рабочие судостроительного предприятия и военнослужащие. По указанию главкома ВМФ, испытания были остановлены, подводная лодка своим ходом отправлена в пункт временного базирования. Лодка повреждений не имела. Реакторный отсек работал в штатном режиме. Радиационный фон на АПЛ в норме. Для выяснения обстоятельств ЧП на Тихоокеанский флот направлена спецкомиссия Главной военной прокуратуры РФ, первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Колмаков и главком ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков незамедлительно сообщил о случившемся президенту РФ Дмитрию Медведеву. Президент поручил генеральному прокурору Юрию Чайке провести полное расследование аварии на АПЛ;

2008 год, 9 ноября: возвратилась в пункт временного базирования в поселок Большой Камень.

* * *

Командиры:

1. Демин С.С. (22.08.1994-09.2005),

2. Лаврентьев Д.Б. (09.2005-2008).

* * *

Справка «НР». Атомная подводная лодка «Нерпа» (проект 971, 971-и, класс «Щука-Б», Akula – по классификации НАТО):

Скорость (надводная) – 11,6 узла,

Скорость (подводная) – 33 узла,

Рабочая глубина погружения – 480 м,

Предельная глубина погружения – 600 м,

Автономность плавания – 100 суток,

Экипаж – 73 человека (31 офицер),

Стоимость – $785 млн. (для Индии – $650 млн.),

Силовая установка – атомная. Один реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л. с.

Вооружение: торпедные аппараты: 4x650 мм, 12 торпед, 4x533 мм, 28 торпед. Ракето-торпеды, «крылатые ракеты» РК-55 «Гранат», подводные ракеты вместо части торпед.

ПВО: ЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет.

Фото France Presse

Редкое фото: атомная подводная лодка «Нерпа» перед спуском на воду, июнь 2006 года (http://www.deepstorm.ru/)

 

АПЛ «Нерпа» Тихоокеанского флота России, на которой произошла трагедия, является той самой субмариной, которую заказала Индия

 

The Times of India называет это «наихудшим инцидентом с российской подлодкой со временем трагедии «Курска» в августе 2000 года»

 

Как пишет The Times of India, срок доставки атомной субмарины уже дважды пересматривался «по техническим причинам»

© 2008, all-new.Ru