Дешевая нефть закроет проект «русская Арктика» Дешевая нефть закроет проект "русская Арктика" Падение цен на нефть может поставить крест на амбициях России на арктическом шельфе. При нынешней стоимости "черного золота" и налоговом режиме лишь менее 1% от начальных извлекаемых запасов нефти шельфа Арктики можно отнести к высокорентабельным.... подробнее…


Круглый стол в Тирасполе: Чтобы эффективно развиваться, мы должны сотрудничать

Круглый стол в Тирасполе: Чтобы эффективно развиваться, мы должны сотрудничать

Тирасполь, Ноябрь 20 – В условиях отсутствия политического диалога экспертному сообществу Молдавии и Приднестровья следует работать над поиском решений в области экономического взаимодействия для повышения благосостояния людей на обоих берегах.

Об этом говорили ведущие экономисты, эксперты, политологи и представители деловых кругов Приднестровья и Молдавии в ходе круглого стола в Тирасполе, организованного Независимым центром аналитических исследований «Новый Век» на тему «Конструктивный диалог – залог успешного будущего».

Участники встречи пытались оценить возможности осуществления совместных проектов, подчеркивая, что отсутствие политической воли элит не должно стать камнем преткновения для развития и экономической реконструкции регионов.

По словам профессора Приднестровского государственного университета, политолога Ильи Галинского, на протяжении всего времени парадигма взаимодействия конфликтующих сторон строилась по принципу – «все, что способствует экономическому развитию Приднестровья, тормозится Молдавией, и наоборот, все, что развивает экономически Молдавию, тормозится Приднестровьем».

По его мнению, на ситуацию влияет непостоянство в принятии решений руководством Молдавии, когда «инфраструктурные проекты президента Воронина противоречат действиям его правительства».

Илья Галинский указал на последнее постановление правительства Молдавии относительно машин с приднестровскими номерами, подчеркнув, что это было сделано практически сразу после широко разрекламированных в прессе миротворческих инициатив Владимира Воронина.

Не отрицая неадекватность последнего решения молдавского правительства по приднестровскому транспорту, директор Центра стратегических исследований и реформ (г. Кишинев) Галина Шеларь заметила в свою очередь, что «непостоянство в исполнении договоренностей – свойство не только одной стороны, а общее правило для обоих берегов, причем не только последних инициатив, а всего периода отношений».

«С моей точки зрения как экономиста, в наших конкретных условиях может быть только один выбор, – когда мы вместе строим экономически сильное государство. Странно, если общее будущее будет связано с тем, что мы объединяемся с регионом, который собственными силами разрушаем. Если мы будем строить общее будущее, параллельно развиваясь, тогда, мне кажется, вопрос объединения будет менее болезненным и для Приднестровья, и для Республики Молдова», – сказала она.

Продолжая мысль Галины Шеларь, директор Центра исследований Южноукраинского пограничья (г. Херсон) Владимир Коробов предложил рассматривать сложившийся статус-кво не с целью поиска различий, а базируясь на том, что объединяет. В частности, он предложил рассматривать Молдавию и Приднестровье в контексте территорий с аналогичным комплексом социально-экономических, хозяйственных и культурных отношений.

«Нет возврата к СССР, ни к Великой Румынии – сейчас другая реальность. Нам надо выработать механизмы, которые способствовали бы совместному развитию территорий вокруг Черноморского бассейна – на векторе Кишинев, Тирасполь, Одесса, Херсон и т.п.»

Иллюстрацией таких возможностей, считает Галина Шеларь, мог бы стать совместный проект по развитию международных автотрасс, которые, в свою очередь, «потянут» за собой весь инфраструктурный срез от бензозаправок до гостиниц, развитие водоснабжения регионов и решение общих экологических проблем по очистке Днестра и так далее.

Говоря о политических решениях обеих сторон, исполнительный директор Союза промышленников и предпринимателей Приднестровья Владимир Беркович с сожалением констатировал факт отдаления берегов на протяжении всех фаз конфликта, и как следствие разрыва не только семейных, но и бизнес-связей, «ведь жили и работали вместе».

Он уверен, что в целом для экономики необходимо сближение, иначе говорить о повышении уровня жизни в Молдавии и Приднестровье не имеет смысла.

«Для этого надо сесть и выработать те концептуальные вопросы, которые могли бы влиять на ситуацию. Власти должны знать и слышать не только то, что им приятно, но и то, что думает по этому поводу экспертное сообщество. А вот насколько власти прислушаются к нам – это уже другой вопрос», – сказал в заключение Владимир Беркович.

© 2007, «AllNew – Приднестровье»